Названия и домены

Создание сайтов

Контакты

Последние комментарии

Техзадание и рамки бюджета


Изображение пользователя Макс К..
  


Рубрика:

Бюджет

Ко мне постоянно обращаются клиенты. Я часто общаюсь с коллегами по цеху, сайтростоителями. Заметил, что часто есть непонимание между теми, кто заказывает сайт и теми, кто будет выполнять заказ.

В этой статье хочу рассказать о том, что ждет «средний» сайтостроитель от среднего клиента:

  1. Техническое задание
  2. Рамки бюджета, выделенного на проект
  3. Отдельный бюджет для дизайна

Клиент может обратится к сайтостроителю и не указав эти 3 вещи. Но тогда львиная доля переписки уйдет на то, что сайтостроитель будет вытаскивать из клиента все подробности.

Время сайтостроителя не бесплатно. Выяснение подробностей будет неизбежно оплачено клиентом.

1. Техзадание

Техзадание примерно то же самое, что архитектурный проект для здания. В техзадании клиент выражает общий замысел того, что он хочет видеть на сайте:

  • функции сайта
  • типовые посетительские сценарии
  • ...

Ссылки, которые помогут составить техзадание:

Примеры техзаданий:

Если нет своего сайта, то ваше техзадание можно выложить на Документы Google

Начинайте общение с сайтостроителем со ссылки на ваше техзадание. Все вопросы, которые он дополнительно задаст по вашему ТЗ, отразите в ответах в ТЗ. Тогда по мере поисков исполнителя на проект, ваше ТЗ будет все больше и больше улучшаться.

Когда у очередных сайтостроителей не будет вопросов по ТЗ, то можете считать ТЗ готовым. Самое время вынести ваше ТЗ на форум, где собираются сайтостроители.

 

2. Рамки бюджета, выделенного на проект

Один и тот же проект можно сделать на бюджетах, отличающимся в 10 раз. Причем реализации будут иметь примерно одинаковую мощность. За что же тогда платит клиент при большом бюджете? За то, что получит именно то, что нужно ему.

При разработке сайта сама настройка сайта делается быстро. Основные затраты времени у сайтростроителя уходят на переписку с клиентом, чтобы понять, что именно тому нужно. Чем меньше бюджет, тем меньше времени сайтостроитель будет выяснять подробности.

Например, я с удовольствием могу сделать сайт даже за небольшие 200$. Но при следующих условиях:

  • у клиента должно быть ТЗ
  • я не буду задавать уточняющих вопросов по ТЗ, а сделаю так, как пойму ТЗ. Все неясности в ТЗ не буду обсуждать в E-mail переписке, а решу исходя из своего опыта.

К сожалению, большинство ТЗ слабо учитывают возможности CMS. И часто содержат требования, которые невозможно легко организовать через CMS. Если бюджет проекта достаточно большой, чтобы вести переписку с клиентом, то можно в переписке подкорректировать ТЗ под возможности CMS.

Но малобюджетные проекты не предполагают длительного обсуждения ТЗ. Поэтому при малых бюджетах клиентам приходится мирится с тем, что проект получится не вполне таким, как его видит клиент, причем без объяснений.

Продолжая аналогию со строительством. На малых бюджетах строители не будут каждые мелкие неясности в архитектурном проекте обсуждать с клиентом. Сделают как сами считают нужным. Если архитектурный проект был плохо проработан, то

 

Опасность низких цен

Не ищите исполнителя с наиболее низкой ценой. Рынок вы не обманете. Чем меньше вы заплатите за проект, тем меньше он будет похож на то, каким вы его себе видите.

При этом вы рискуете перейти нижнюю границу, при которой сайт еще будет работать. При дальнейшем понижении цены вы неизбежно выйдете на студента, который будет рад поучится делать проекты за ваши деньги. А когда наступит сессия, студент бросит ваш проект на полдороге.

 

Рамки бюджета

Укажите рамки вашего бюджета на проект в виде 2 цен:

  1. Минимальный размер бюджета. Это та цена, за которую вы будете счастливы получить свой сайт
  2. Максимальная цена. Это цена, больше которой вы не заплатите.

Обычно эти цены отличаются в 2-4 раза.

Рамки бюджета ни чему вас не обязывают. Точная цена за проект все равно определится только после обсуждения ТЗ с исполнителем. Однако рамки бюджета в сочетании с ТЗ позволят исполнителю сразу определится, интересно ли ему иметь с вами дело или нет.

 

Оплата по времени

Не бойтесь, что вы переплатите и что без знания ваших рамок бюджета исполнитель мог бы сделать ваш проект дешевле. Исполнители консервативны. Они отрабатывают ровно сумму полученных денег. Внутри каждого исполнителя есть счетчик, который натикивает потраченное на проект и на общение с клиентом время. Когда счетчик показывает исполнителю, что оговоренный бюджет исчерпан, тот пытается как можно скорее завершить проект.

В наиболее чистом виде такой счетчик используется в Америке. Исполнитель (сайтостроитель, дизайнер, юрист,...) говорит "Мой час стоит ...$. Внимательно Вас слушаю".

В русскоязычном Интернет такая схема пока не прижилась. Это побуждает некоторых клиентов зафиксировать как можно более низкую цену за проект и начинать выжимать из исполнителя за эту цену все что можно и не можно. Но внутренний счетчик у исполнителя все равно работает. И если заплатить исполнителю меньше, чем показывает его внутренний счетчик, работа все равно будет сделана ровно на заплаченную сумму и клиент потеряет возможность дальше обращаться к этому исполнителю.

Исполнители как таксисты. Им не нравится, когда клиент старается заплатить в 2 раза меньше, чем показывает их внутренний счетчик.

Ясные рамки бюджета позволяют исполнителю:

  1. в начале разговора определится, интересен ему проект или нет
  2. после обсуждения деталей проекта выбрать цену, которая соответствует указаниям его внутреннего счетчика. Это далеко не всегда будет максимальная цена за проект.

 

Дизайн

Со старых времен многие клиенты заказывают сразу и дизайн и сайт. Иногда даже у них уже есть готовый дизайн.

Но дизайн в современных CMS (системах управления содержимым сайта) отделен от содержимого. Вы можете менять дизайн 10 раз на дню.

Дизайн должен обыгрывать содержимое сайта. У сайтов новоделов никакого содержимого нет, дизайн будет только сковывать развитие сайта.Тем более, что часто дизайн пишут дизайнеры, понятия не имеющие о CMS, на которой будет работать сайт.

Самое правильное это:

  • сделать сайт
  • воспользоваться одним из готовых бесплатных дизайнов
  • начать наполнять его содержимым

Спустя 1-2 года будет ясно видна сложившаяся структура материалов на сайте, система меню, информация необходимая для существования сообщества на сайте и т.д. Под сложившийся сайт заказать дизайн. Он точно придется впору сайту и не будет сковывать его развитие.

Делать заранее дизайн все равно, что заранее шить свадебное платье 5-ти летней девочке. Закройщик задаст много резонных вопросов:

  • какого роста она будет к моменту замужества
  • на каком месяце беременности состоится свадьба
  • как жених отнесется к слишком откровенному платью
  • какая у нее окажется ориентация
  • сменит ли она пол
  • станет ли она невестой Христовой, у таких невест специфичный покрой платьев
  • или она всю жизнь не будет выходить замужем и ее похоронят в свадебном платье как ни разу не выходившую замуж
  • или она примет Ислам и всю свадьбу будет ходить в платке и длинном (до пят) платье
  • ...

Обо всем этом заказчик платьев может только гадать.

Сайты меняются еще быстрее. Часто уже даже во время обсуждения проекта заказчик соглашается перейти от сайта одного автора к сайту сообщества. А сайты сообщества требуют свою структуру информации на сайте и свой дизайн, который не мешал бы сообществу развиваться. Только спустя 1-2 года на сайте складывается более-менее устойчивая структура информации.

Изготовление специального дизайна вместе с сайтом:

  • изымает деньги из бюджета проекта
  • сковывает проект рамками дизайна

По возможности нужно избегать делать дизайн заранее и для запуска сайта взять какой-нибудь готовый дизайн (см. сотни готовых дизайнов для Drupal).

 

Дизайн любой ценой

Однако может сложится такая ситуация, что дизайн нужен любой ценой при старте сайта. Тогда выносите дизайн за пределы проекта и выделяйте на дизайн отдельную строку в вашем бюджете.

Те, кто поднимают сайт и кто делает дизайн - разные люди. Часто проще найти отдельно хороших специалистов по дизайну и по сайтостроению. Но найти "два в одном" сложно, количество подходящих специалистов резко уменьшится:

  • архитектор не бетонирует фундамент
  • каменщик не штукатурит
  • штукатур не настилает полы
  • плотник не занимается электрикой
  • электрик не занимается сантехникой
  • сантехник не занимается газом
  • газовик не устанавливает сигнализацию,
  • ...

Порознь же найти хороших специалистов гораздо проще.

Если заказываете дизайн для Друпала, то дизайнеру (да и клиенту) перед началом рисования полезно ознакомится со спецификой Друпаловского дизайна:

Рисование и верстка Друпал-дизайна для не-друпальщиков

 

Бюджетный дизайн

Дизайн делают 2 человека, один рисует дизайн, другой верстает его под выбранную CMS. В бюджетном дизайне можно избавиться от услуг того, кто рисует дизайн, оставив оплату верстальщику.

1. В бюджетном дизайне в качестве прототипа дизайна берется дизайн с какого-нибудь подходящего сайта. Образцы подходящих дизайнов можно найти на Screenalicious.com. Выберите несколько дизайнов, желательно высоко оцененных посетителями. Обсудите ваш выбор к тем, кто будет поднимать вам сайт. Он подскажет, какой дизайн лучше подходит под ваш будущий сайт.

Отдайте выбранный вариант друпальскому html-верстальщику, который сверстает его под ваш сайт со всеми нужными поправками (цвет, главная картинка, меню, структура информации,..)

2. Совсем недорогой вариант, это дать верстальщику один из сотни готовых дизайнов для Drupal и попросить его слегка подправить под ваши нужды.

3. Самое дешевое, купить готовый дизайн под Друпал на, например, TemplateMonster.com за полсотни долларов. Если нужна гарантия, что этот дизайн больше никем не будет использоваться, то это будет стоить под 1000 долларов.

..........................
Макс Кириленко, подбор названий и доменов


Изображение пользователя Владимир Ситников.
  

Привет Макс

Благодатную тему ты выбрал для статьи Улыбка

По всем пунктам согласен.


вопиющая безграмотность.

1.Описание проекта не должно начинаться с ТЗ. Как минимум есть концепция и функциональная спецификация.

2. ТЗ не должен писать заказчик. Это делает исполнитель как специалист в области реализации конкретной технологии. Заказчик, как не специалист, может описать концепцию, которая вместе с исполнителем должна быть доведена до функциональной спецификации.К тому же автор далее упоминает, что каждый должен заниматься своим делом. Дизайнер рисовать, версальщтк верстать,кодер кодить. Поэтому исполнитель должен писать Технеческое Задание.

3. Автор прямо заявляет о том, что он как исполнитель не отвечает за требуемый заказчику результат, еслизаказчик не описал ТЗ в требуемом для исполнителя объеме. Уверен на 100%, что этот объем никогда не будет описан правильно и достаточно полно. Как минимум потому, что заказчик не специальист в данной области. Тоесть, результат скорее всего при любых раскладах будет не тот, что ожидал заказчик.

Так зачем мне начинать с вами проект, если за любые деньги вероятность его исполнения с требуемым мне результатом никогда не будет достигнут? 

Если исполнитель решил, что ему мало предложенных денег, это не повод принимать заказ, халтурить и в результате отдавать результат, который скорее всего не удовлетворит заказчика. Делайте все правильно, а рынок и конкуренция сами расставят цены на услуги.


Изображение пользователя Макс К..
  

Невысказанные мысли клиента

Гость: "ТЗ не должен писать заказчик. Это делает исполнитель как специалист в области реализации конкретной технологии."

Вы смешали в одно целое 2 разные профессии - архитектора и строителя.

Придите к строителю и скажете, что перед началом стройки он должен с Вами бесплатно посидеть и сделать архитектурный проект. Вряд ли Ваше предложение будет встречено с энтузиазмом.

Или подойдите к солисту-скрипачу и скажите, что партию скрипки в концерте он должен написать сам, де это входит в понятие исполнитель.

Хорошее техзадание стоит порядка 10% от стоимости проекта. И далеко не каждый исполнитель способен составить грамотное техзадание.

Гость: "Автор прямо заявляет о том, что он как исполнитель не отвечает за требуемый заказчику результат, если заказчик не описал ТЗ в требуемом для исполнителя объеме."

Иногда встречаются исполнители, которые умеют читать невысказанные мысли клиента. Но они тоже не будут бесплатно делать то, о чем клиент не сказал перед началом работы. Придите к тому же строителю после завершения строительства дома и скажите "Мне еще подвал выройте, баню пристройте и альпийскую горку сделайте. Без дополнительной оплаты.".

Гость: "Уверен на 100%, что этот объем никогда не будет описан правильно и достаточно полно.

Для этого заказчик и делает техзадание, чтобы описать объем работ как можно полнее. Без техзадания начинать делать сайт все равно что нанять бригаду строителей за определенную сумму и по ходу строительства придумывать новые и новые дела.

Можно работать и без техзаданий. Но все обойдется в 2 раза дороже:

  • исполнитель будет говорить цены с запасом на будущие фантазии клиентов
  • без техзадания нельзя будет провести конкурс исполнителей.
А с техзаданием нужно будет немного вперед заплатить за него, зато можно будет быстро подобрать подходящего исполнителя и их цены будут отличаться друг от друга всего на 20-30%.

..........................
Макс Кириленко, подбор названий и доменов